Меня, честно говоря, мало интересует 9 мая в Москве. А что 10-го? Все дети давно распяты, все донецкие беременные старушки — изнасилованы, все честные лубянские «ополченцы» и сгоревшие буряты — давно награждены секретными указами, апофеоз войны отчеканен каблуками по брусчатке. Конец пленки. Дальше что?
На торжественном заседании Верховной Рады Андрей Парубий и Петр Порошенко очень четко расставили исторические акценты о роли украинцев во Второй мировой войне.
Слова об украинцах, которые брали Иводзиму, слова о роли УПА в освобождении от нацизма, преемственность борьбы украинцев за гуманистические ценности — от Второй Мировой до сегодняшней войны с Россией — это не только вписывание нашей страны, в противовес изоляционистской политики Кремля, в глобальный исторический контекст. Но и конструирование нового и современного национального мифа — мифа о роли украинского народа в победе как отдельного глобального субъекта в составе всех армий коалиции, и о том что текущая война с Россией — это фактически продолжение той войны за цивилизацию. Мифа о собственной сложной, но тем не менее героической истории.
Что же Россия? Завтра Путин — этот гибридный Гитлер — празднует свой гибридный день победы. Не над нацистами, а над всем миром и над правила глобального общежития. День победы превращается в руках Кремля в день возвеличивания собственной агрессии. Фактически от гитлеровской армии завтрашнее марширующее по Красной Площади путинское войско будет отличаться только формально — отсутствием свастик.
Но меня, честно говоря, мало интересует 9 мая в Москве. Меня интересует что будет 10-го мая. Завтрашний парад путинской виртуальной телепобеды над миром исчерпает совершенно не бездонный колодец внутренней российской политики. «Крым наш», «Новороссия», «ДНР-ЛНР», «война с Америкой» — завтра картонные танки «Армата» пройдут по Москве в честь этих картонных побед.
А что 10-го? Все дети давно распяты, все донецкие беременные старушки — изнасилованы, все честные лубянские «ополченцы» и сгоревшие буряты — давно награждены секретными указами, апофеоз войны отчеканен каблуками по брусчатке. Конец пленки. Дальше что?
Вот это дальше заботит меня больше всего. Разогретое и накачанное агрессией общество, запечатанное кремлевскими вождями в собственной дикости — это взрывоопасная гремучая смесь. Эту агрессию надо на кого-то направлять, сцеживать ее тонкими струями.
Пока эта агрессия раздирает Россию — надеяться на окончание войны тщетно. На периодические затишья — может быть, на окончание — вряд ли. Тем не менее, мне кажется, что образ «хунты» за год немного померк.
Поэтому после завтрашнего 9-го мая Путин начнет преподносить миру не связанные напрямую с Украиной сюрпризы. Вопрос в том, кого это ублюдок решит положить на алтарь своей диктатуры вслед за нами.